О физическом облике обитателей Центральной Африки в эпоху каменного века почти ничего не известно. В этом регионе было обнаружено чрезвычайно мало Останков костяков указанной эпохи — кроме одного или двух случаев, как, например, в Ишанго. Но даже там оказалось невозможным определить физический тип Населения. Непосредственные предшественники сегодняшних обитателей остаются для нас неизвестными.
В некоторых учебниках, а также в научных работах выдвигалось предположение, что названный регион был Населен двумя различными типами людей: пигмеями, Жившими в экваториальном лесу, и бушменами — в окружающих лес саваннах. Если у нас есть достаточно оснований утверждать, что бушмены или протобушмены действительно населяли саванны, то вопрос о том, кто же обитал в экваториальном лесу, остается нерешенным. Здесь не было обнаружено ни единого костяка, относящегося к какому бы то ни было времени. Ближайшее местонахождение находится в Иво Элеру (Нигерия), где Т. Шоу обнаружил череп, который, правда, пока лишь предварительно обследован. Создается впечатление, что человек из Иво Элеру, живший 9 тыс. лет назад, имел как бушменские, так и негроидные черты.
При раскопках в Матупи к этой проблеме отнеслись очень серьезно, но, к сожалению, здесь не было обнаружено никаких костных останков. Если бы таковые встретились, они, вероятно, принадлежали бы бушменам, так как в каменном веке пещеру окружала саванна.
Был ли экваториальный лес вообще обитаем в это время? А если был, то кто населял его: пигмеи или же древние племена, исчезнувшие впоследствии, как люди Ишанго? Или же это были общие предки бушменов и негроидов, как о том свидетельствует находка в Иво Элеру? Вполне вероятно, что экваториальный лес был обитаем уже до так называемого неолита, по крайней мере некоторые его районы. Большая часть культур каменного века, обнаруженных в лесной зоне, датируется довольно поздним временем. Сейчас установлено, что в читольский период здесь существовал дождевой лес.
Как и когда в Центральную Африку проникли бантуязычные народы, неизвестно, хотя общепризнаио, что в саваннах, окружающих экваториальный лес, они встретили людей бушменского типа. Около двадцати лет назад была выдвинута идея, что предки народов банту появились здесь около двух тысяч лет назад и принесли с собой с севера технологию изготовления железа. Эта идея была принята широким кругом специалистов и все еще остается приемлемой, хотя и не в первоначальном своем виде. Историки, как и археологи, следовали за лингвистами, которые разработали схему распространения языков банту. Эта схема увязывала миграцию бантуязычпых народов с распространением железной металлургии. Представляется вероятным, что народы банту в самом деле принесли в Экваториальную и Южную Африку умение добывать и обрабатывать железо.
Лингвисты предложили несколько датировок начала миграции народов протобанту с равнин Западного Камеруна вдоль северных границ зоны экваториального леса; эти датировки колеблются в пределах от III до II тысячелетия до н. э.
Подобное передвижение вдоль северо-восточного угла зоны экваториального леса, шедшее по часовой стрелке, представляется вполне правдоподобным, так же как и существование другого предполагаемого «исходного» района, простиравшегося от Межозерья до севера области Касаи. Наши археологические изыскания в Межозерье и в Шабе, похоже, подтверждают сказанное. Появление народов протобанту в этих районах следует отнести ко второй половине I тысячелетия до н. э. Если принять предположение, что в момент своего появления в Межозерье эти мигранты умели обрабатывать железо, то придется согласиться с выводом о распространении железа только из Судана. Но если принять ранние датировки лингвистов, то следует обратить особое внимание на то, что такие первые миграции происходили в то время, когда народы протобанту все еще жили в каменном веке.
Нельзя исключить тот факт, что именно первые мигранты протобанту принесли в Центральную Африку «неолитические» культуры. Такие культуры обнаружены в Габоне, на Фернандо-По, вдоль Атлантического побережья, в Нижнем Заире и в области Убанги: в каждом случае, когда полированные каменные орудия встречаются вместе с керамикой, такие находки можно отнести к мигрантам протобанту. Железная металлургия достигла западной части Центральной Африки, вероятно, только 500 или даже 1000 лет спустя.
Согласно гипотезе лингвистов, первые группы народов протобанту двинулись в южном направлении с их прародины в Камеруне четырьмя совершенно различными маршрутами: на восток вдоль северных границ экваториального леса; вдоль Атлантического побережья; вдоль р. Конго; через леса Габона и Конго.
Три последних маршрута могут быть соотнесены с неолитическими культурами, обнаруженными в западной части Центральной Африки. Вполне возможно, что ранние группы мигрантов протобанту двинулись в эти области, неся с собой неолитическую культуру. Отсюда следует, что железная металлургия достигла этой части континента в более позднее время.
В последние годы внимание исследователей было обращено на первый маршрут, так как сложилось общее убеждение, что народы протобанту проникли в Восточную Африку именно этим путем. Культуру уэле можно, видимо, воспринимать как аргумент в поддержку этой идеи, но поскольку мы теперь убеждены, что она по большей части принадлежит к железному веку, мало оснований полагать, будто нам действительно известна культура народов протобанту.
В поисках культур раннего железного века исследовались и другие районы. Британский институт Восточной Африки вел изыскания в Южном Судане, однако обнаружить типичные местонахождения раннего железного века там не удалось. Поэтому теперь наблюдается отход от общепринятой точки зрения, согласно которой железная металлургия могла проникнуть в район Межозерья из Судана. Поскольку огромные территории к северу и северо-востоку от экваториального леса остаются неисследованными, мы по-прежнему считаем возможным, что народы протобанту двигались из Камеруна вдоль северных и северо-восточных границ экваториального леса, вероятно, неся с собой культуру каменного века, и что они познакомились с обработкой железа, уже осев в Межозерье.

Комментариев нет:
Отправить комментарий