Как и когда железная металлургия достигла Центральной Африки? Наиболее вероятными центрами ее распространения всегда считались два центра по производству железа — Нок в Нигерии и Мероэ в Судане. В обоих местах производство началось, судя по данным археологических исследований, около 500 г . до н. э.
СЕВЕРНЫЕ РАЙОНЫ
В результате короткой разведки в Северном и Северо-Восточном Заире, предпринятой вдоль границ экваториального леса, не удалось найти ни единого фрагмента керамики, характерного для железного века Межозерья. Железный век в этом районе не только крайне слабо изучен, но и плохо датирован. Известна датировка местонахождения культуры уэле в Буру — XVII век; XIII веком была датирована стоянка позднего каменного века в пещере Матупи (GrN-7244). Поэтому, как представляется, мы не в состоянии датировать железный век в этом огромном районе в целом.
В ходе разведки большое внимание было уделено перспективным районам: Убанги, где ставилась цель исследовать неолит Убанги; ряду пещер непосредственно к востоку от Гемены, где были обнаружены полированные неолитические орудия; Апи с так называемым «ярусом мегалитов»; горе Гунду с выдолбленными на ней изображениями ног, топоров с ручками и метательных ножей; району к северо-западу от Амади, известному по обнаруженным там многочисленным полированным топорам; горе Хойо из-за ее знаменитых пещер; местонахождению Лоджо, а также Семлики, которое было уже описано Ж. де Хайнзелином (de Heinzelin, 1948).
Убанги
Хорошо известное местонахождение в этом районе — Батакимо в Центральноафриканской Республике — было раскопано де Бэль дез Эрменом. В результате обнаружена коллекция шлифованных орудий и керамика.
В Мотенге Бома, на берегу р. Конго, мы обнаружили ряд местонахождений, содержащих только полированные топоры: заложенные пробные шурфы не дали никаких сопоставимых находок. В некоторых шурфах был обнаружен материал железного века, но он залегал на небольшой глубине и поэтому не может относиться к раннему времени. Керамика напоминает образцы, найденные к северу от данного региона, но ее орнамент отличается от орнамента современной керамики. В то же время шнуровой орнамент на современных изделиях из дерева нередко напоминает тот, который встречается на ископаемых предметах.
Уэле
Единственное известное местонахождение железного века находится в Буру, где была частично раскопана и датирована XII столетием мастерская по изготовлению топоров из красного железняка. Здесь же обнаружены фрагменты фурмы, железный шлак и фрагменты керамики без орнамента.
Киву
В пещере Матупи слой, содержащий керамику, имел толщину всего 20—25 см. Эта керамика отличается от современной и, как утверждают, неизвестна местному населению. Жилой мусор был здесь весьма беден и перемешан с толстым слоем золы и сломанных костей — это позволяет предположить, что в пещере жило много поколений. Ряд ямок из-под столбов с сохранившимся в них деревом, относящимся к сравнительно недавнему времени, должно быть, указывает на то, что в пещере жили охотники, которые здесь коптили мясо. Древесный уголь дал датировку XIII в. (GrN-7244).
Семлики
Ж. де Хайнзелин описал ряд местонахождений железного века, находящихся поблизости от долин Синда и Мохари в нижнем течении р. Семлики. Там встречается множество куч железного шлака, и исследователь видит возможность связать их с местонахождениями древних жилищ, где было обнаружено много обработанного кварца, терочные камни и разбитая керамика. Керамика, как нам представляется, относится к позднему каменному веку.
Если принять в качестве рабочей гипотезы предположение лингвистов о приходе мигрантов протобанту с запада и об их движении по направлению часовой стрелки вокруг зоны экваториального леса, то можно считать, что железная металлургия появилась в данном районе вскоре после их прихода. В этом случае она, вероятно, проникла сюда с севера и основным ее исходным центром могло быть только царство Мероэ. В то же время не вызывает сомнений тот факт, что находки в Мероэ (печи, кирпичи и керамика) трудно сопоставить с материалом из района Межозерья. Печи представляют собой элемент более сложных устройств для выплавки железа; кирпичи, использовавшиеся для сооружения печей, неправильной формы и не имеют орнамента; керамика значительно отличается. Кирпичи из Межозерья, напротив, имеют замечательный орнамент.
Межозерье
Самой впечатляющей чертой железного века этого района являются орнаментированные кирпичи, использовавшиеся при сооружении плавильных печей; сначала их приняли за уникальное явление, но впоследствии такие же кирпичи обнаружили в русле реки Коккирто в Северной Нигерии (Van Noten and De Ploey, 1978). Большинство кирпичей из Межозерья орнаментированы. Орнамент находится только на выпуклой стороне — очевидно, для того, чтобы отличить внешнюю сторону. С момента первого упоминания об этих кирпичах у Ж. Иерно и Э. Маке (Hiernaux et Maquet, 1957), когда они были определены наряду с керамикой раннего железного века как типичные для железного века данного района, было обнаружено, что здесь до недавнего времени при сооружении печей использовались как обожженные кирпичи, взятые из более древних печей, так и довольно похожие на них кирпичи, но без орнамента.
Иерно и де Лонгре обнаружили ряд местонахождений, находки из которых были обнародованы в двух больших публикациях (Нiernaux, 1957; dе Longree, 1960), а также в более мелких работах. В них обращалось внимание на использование орнаментированных кирпичей при сооружении железоплавильных печей; кирпичи эти были связаны с керамикой, определенной ими как «тип А» и имеющей параллели с керамикой «с ямкой на дне», описанной Лики и др. (Leakey, 1948). К сожалению, лишь два из этих местонахождений — Кьямакуза и Ндора, оба вблизи Кабуйе,— были датированы; соответственно — 250±100 и 300±80 г . н. э. Следует отметить, что радиоуглеродные датировки были получены спустя некоторое время и все они относятся к материалу из новых местонахождений.
Известно около 25 местонахождений раннего железного века. Они могут быть подразделены на четыре вида: местонахождения с печами, местонахождения с кирпичами, местонахождения под открытым небом и скальные укрытия.
Местонахождения с печами
К настоящему времени было исследовано несколько таких местонахождений, первым было Бишанга. Печь на этом местонахождении была открыта случайно Иерно и Маке; от нее осталось только сооружение цилиндрической формы, имевшее приблизительно 60 см в высоту и 150 см по внешнему диаметру. Над ним находился почти 30-сантиметровый слой пахотной земли. Исследователи предположили, что печь была возведена из обожженных кирпичей, однако, судя по нашим собственным наблюдениям, кирпичи вполне могли только просушиваться, а не обжигаться. У основания печи в Бишанге находился ряд фурм, сложенных па слое кирпичей. Дно печи оказалось завалено большим количеством шлака.
Некоторые кирпичи были орнаментированы. Иногда орнамент сводился к двум или трем рядам наколок, похожих на ямки; другой тип орнамента состоял из полосок борозд, в основном прямых, но иногда изгибавшихся в поперечном или в продольном направлении. На некоторых кирпичах был орнамент смешанного типа. Орнаментировалась всегда выпуклая сторона. Кирпичи укладывались беспорядочно, образуя стену 50-сантиметровой толщины, причем орнаментированные стороны не всегда оказывались снаружи, как этого можно было бы ожидать. В печи был также найден разбитый горшок.
Среди других местонахождений с печами в Межозерье следует упомянуть Кабуйе в Руанде, где исследования начались несколько лет назад. С тех пор раскопано много оснований печей; некоторые из них датированы, другие датировки еще устанавливаются. Во всех этих печах, или, скорее, «тиглях», были найдены характерные следы плавки железа: кирпичи, фурмы, шлак, древесный уголь и иногда фрагменты керамики. Радиоуглеродные датировки для этих печей разнятся от 200 до 1000 г . н. э. Датировки, полученные термолюминесцентным способом, при анализе кирпичей из разных печей также укладываются в этот временной промежуток. Неожиданным оказалось разнообразие форм печей. Вероятно, все они имели фурмы и дутьевые мехи. Каждое местонахождение было установлено по кучам кирпича на поверхности.
Одна из наиболее интересных печей находится в Кабуйе II. Здесь, как и в других местах, на поверхности лежало только несколько кирпичей, но в результате раскопок было обнаружено овальное чашеобразное углубление около 70 см шириной и 30 см глубиной, обмазанное в верхней части глиной. Это углубление было заполнено обломками кирпичей, шлаком и древесным углем. Под дном ямы находился небольшой горшок, накрытый, как крышкой, черепком. Сосуд был положен под печь явно из каких-то соображений, не имевших отношения к технологической стороне дела. Это наводит на мысль о магических ямках, упоминания о которых часто встречаются в описаниях ритуальных действ, сопровождавших выплавку железа. Печи имеют разную форму, и кирпичи, из которых они сооружались, в свою очередь, тоже отличаются друг от друга, поднимая, таким образом, вопрос о связях между местонахождениями и печами. Поскольку печи сконцентрированы на столь небольшой территории, трудно представить себе, что подобное разнообразие можно объяснить местными особенностями. В то же время, поскольку все они попадают в указанный временной промежуток, такие различия могут быть поняты только как результат сложения различных традиций в отдельных семьях или других единицах социальной структуры, обитавших в этом районе и занимавшихся выплавкой железа. Или, может быть, способ сооружения печей не был детально разработан и в каждом отдельном случае строители приспосабливались к местным условиям?
Помимо местонахождений с печами в Межозерье находятся местонахождения на поверхности, такие, как скальные укрытия, где встречается характерная керамика. Эта керамика, описанная Иерно и Маке как «тип А», как в типологическом, так ив хронологическом отношении принадлежит к восточпоафриканскому культурному комплексу раннего железного века. Она отличается довольно специфичным орнаментом; культура, к которой принадлежит эта керамика, была названа культурой железного века Межозерья.
Другие местонахождения
Большая часть местонахождений под открытым небом и скальные укрытия дали лишь фрагменты керамики. Только в одном местонахождении — Кавези — были обнаружены органические остатки, включая кости, зубы и рыбьи кости (Maquet et Hiernaux, 1969). Это местонахождение является единственным в своем роде, но, к сожалению, оно не датировано. Керамика из Кавези несколько отличается от посуды, распространенной в этом районе, и в типологическом отношении она ближе к керамике Каламбо, чем какие бы то ни было другие керамические изделия Межозерья. Фауна здесь представлена буйволами, водяными козлами, крупными, средними и мелкими антилопами, гиенами и, возможно, другими плотоядными. Обращает на себя внимание то, что здесь нет следов разведения домашних животных; в то же время есть указания на добычу соли.
В разных местонахождениях встречаются три слоя: нижний, относящийся к позднему каменному веку; средний, смешанный из каменных орудий и керамики раннего железного века; верхний, содержащий только названную керамику. В отношении среднего слоя возможны различные толкования. Согласно одному из них, смешанный слой представляет период, в который происходили контакты между носителями культуры каменного века и вновь прибывшими мигрантами, несшими с собой железо, и первые получили керамику, возможно, путем обмена у вторых. Подобная система обмена все еще существует в экваториальном лесу — между пигмеями и народами банту. Другое объяснение сводится к тому, что первоначальные каменные орудия просто перемешались с другим материалом после прихода носителей культуры железного века; смешанные слои представляют, таким образом, просто контактную зону.
В 1968 г . мы приступили к исследованиям царских погребений в Руанде, о чем речь будет ниже. В ряде случаев мы обнаружили керамику раннего железного века в местонахождениях, которые устная традиция связывает с местами захоронений царей. Мы не проводили тщательных изысканий в этом направлении, но вполне вероятно, что перед нами здесь явление, сходное с тем, которое было прослежено Шмидтом в случае с бухайя. Шмидт предположил, что царский клан бачвези занял территорию с местонахождениями раннего железного века, стремясь нейтрализовать магически-религиозное противодействие автохтонов (Schmidt, 1975).
Комментариев нет:
Отправить комментарий